ШЕХТЕР

ШЕХТЕР
Марк Семенович (р. 1929) — российский психолог, специалист в области общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о природе свернутого действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия. Д-р психол. наук (1981). За цикл работ по проблемам опознания (1981 — 1998) был удостоен премии им. Г.И. Челпанова. Заслуги Ш. отмечены в международном справочнике Who is who. Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1947— 1953) и в течение трех лет работал в школе преподавателем психологии и логики. В 1956—1959 гг. учился в аспирантуре МГПИ им. В.П. Потемкина, после чего работал в НИИ дефектологии АПН РСФСР. С 1962 работает в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). В 1964 г. защитил канд. дис: Проблема симультанного узнавания. Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были опубликованы в монографии: Психологические проблемы узнавания (1967). С 1978 г. — с.н.с. лаборатории Математического моделирования психических процессов и зав. сектором распознавания рукописного текста. В 1981 г. защитил докт. дис: Закономерности и механизмы зрительного опознания , в этом же году вышла его вторая монография Зрительное опознание: закономерности и механизмы. С 1992 г. — вед.н.с. группы психологии развития познавательных процессов, с 2000 г. — гл.н.с. и руководитель группы исследования перцепции. Основные научные интересы Ш. сосредоточены на проблеме психологического механизма свернутого действия, т.е. действия, которое не включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени. Важность этой проблемы, которую Ш. разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем, что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется в свернутом виде. На основании многолетних экспериментальных исследований Ш. подверг критике широко распространенное представление о том, что одномоментное опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в обучении действия — последовательной оценки ряда признаков объекта, которое после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный секрет одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся новообразований — целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы. В отличие от гештальтов эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных актах. Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Ш. в концепции о трехстадий-ном развитии восприятия по спирали, совершающемся и в генезе, и в микроге-незе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия — не разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта. Вторая стадия — выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, т.к. благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким, недиффузным образом (О роли и видах образов в познавательных процессах/Пси-хологический журнал, 2001). Ш. ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на жесткие и мягкие. Последние требуют — для позитивного решения процессов сличения — не тождества, а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда эталон и целостный, и мягкий, то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы или принятия решения о характере предъявленного объекта. Ш. автор ряда трудов, переведенных на нем. и голландский языки. Научный ред. (совм. с Б.М. Величковским) коллективной монографии: Познавательные процессы: ощущение, восприятие , М., 1982. Ред. и соавт. учебн. пособий: Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении (1989); Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ (1990). Л.Л. Карпенко


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ШЕХТЕР" в других словарях:

  • Шехтер — Шехтер  фамилия еврейского происхождения. Означает профессию ритуального забойщика скота (см. также аналогичные по происхождению фамилии Шохет, Шойхет, Резник, Шехтман). Известные носители Шехтер, Итай Менахем (22 февраля 1985… …   Википедия

  • Шехтер Б. С. —         Борис Семёнович (9 (21) I 1900, Одесса 16 XII 1961, Москва) сов. композитор. Засл. деят. иск в Туркм. ССР (1944). Кандидат искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1940. Окончил по классам композиции Одесскую консерваторию (у В. Малишевского,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шехтер Я. — Яков Шехтер (родился в 1956, Одесса)  русский и израильский писатель. Содержание 1 Биография 2 Сочинения 3 Стихи 4 Премии и достижения …   Википедия

  • Шехтер Марк Семенович — (род. 9.11.1929, Москва) отечественный психолог. В 1953 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959 г. аспирантуру МГПИ по специальности психология . С 1962 г …   Психологический словарь

  • Шехтер Марк Семенович — (род. 9.11.1929, Москва) отечественный психолог. Биография. В 1953 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ, в 1959 г. аспирантуру МГПИ по специальности психология . С 1962 г. работал в НИИ общей и педагогической… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Шехтер, Стэнли — Стэнли Шехтер Stanley Schachter Дата рождения …   Википедия

  • Шехтер, Татьяна Ефимовна — Татьяна Ефимовна Шехтер Дата рождения: 1947 год(1947) Место рождения: Ленинград, Россия Гражданство …   Википедия

  • Шехтер, Итай Менахем — Итай Шехтер …   Википедия

  • Шехтер, Игорь Юрьевич — Метод Шехтера  эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам  научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым… …   Википедия

  • Шехтер, Игорь — Метод Шехтера  эмоционально смысловой подход к обучению иностранным языкам  научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым… …   Википедия

  • Шехтер, Даниил Абрамович — Даниил Абрамович Шехтер (рум. Daniel Şehter Даниел Шехтер; 6 января 1904, Гура Рошие, Аккерманский уезд, Бессарабская губерния 3 июня 1991, Кишинёв) молдавский советский писатель. Писал на молдавском (румынском) и еврейском (идиш) языках.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»